Очень хорошо! В начале 90-х годов к нам прибыло много различного рода миссионеров, в том числе из западных стран. Они стремились обратить православных в свою веру, и у нас возникла большая тревога по поводу отношений с западными христианами. Я вспоминаю состоявшуюся в то время встречу моего предшественника Патриарха Алексия II с Вашим отцом. Патриарх рассказал ему о трудной ситуации в России и тяжелых чувствах, которые испытывала наша Церковь по поводу действий лжебратьев. И услышал от Вашего отца ответ, что ассоциация Билли Грэма никоим образом не станет идти по этому пути, но будет открыто развивать отношения с Русской Православной Церковью. И это обещание было исполнено.
Русская Православная Церковь в период «холодной войны» очень активно развивала отношения с западными христианами. Мы тогда жили в непростых условиях в государстве, где господствовала атеистическая идеология, и воспринимали западную цивилизацию как цивилизацию христианскую. Мы высоко ценили те свободы, которые имели христианские церкви на Западе, и их влияние на общественную жизнь. Для нас западные христиане были братьями и сестрами, нашими союзниками.
Однако за последние годы в духовной и религиозной жизни на Западе произошли радикальные изменения: западная цивилизация и западные страны перестали отождествлять себя с христианской традицией. Отталкиваясь от того факта, что на Западе сегодня живут не только христиане, перешли к идее общества, в котором не должны доминировать христианские нравственные ценности.
Вслед за этим, как мы знаем, были приняты законодательные решения, которые вводили в систему права, так называемые однополые браки, приравнивая их к естественному браку, который всем нам заповедал Господь. Сегодня мы можем свидетельствовать: такие законы приняты во многих странах, включая и Соединенные Штаты Америки, а люди, которые не соглашаются с этими законами, даже подвергаются репрессиям. Сегодня у тех христиан, которые отстаивают непреходящее значение христианских нравственных ценностей, нередко возникает необходимость, критикуя власти и существующее положение, становиться исповедниками, то есть подвергаться различного рода давлению, в первую очередь информационному, но и не только.
Для нас это — некий знак надежды, что есть среди западных христиан люди, близкие нам по этическим принципам, которые Русская Православная Церковь всегда разделяла и разделяет. Московский Патриархат прекратил всякий диалог и общение с теми христианскими церквами и общинами, которые приняли идею однополых браков и стали венчать эти пары и даже начали рукополагать людей нетрадиционной ориентации в священнический и епископский сан. Например, нам пришлось прекратить всякие контакты с Епископальной церковью США, но мы поддерживаем Англиканскую церковь Северной Америки, которая сохраняет верность христианской морали. И еще раз хотел бы отметить роль и значение консервативных евангеликов в Соединенных Штатах, позиция которых дает нам возможность продолжать наш диалог с христианами Америки.
---
Из приветственного слова на встрече с президентом Евангелической ассоциации Билли Грэма Уильямом Франклином Грэмом, 28 октября 2015 года